Обет трезвости как норма жизни

В наше время Россия переживает алкогольную катастрофу. По разным оценкам специалистов, уровень потребления алкоголя на душу населения составляет от 14 до 25 литров в год. А ведь уже давно Всемирной Организацией Здравоохранения установлено, что когда этот уровень превышает 8 литров, стране угрожает опасность.Алкоголизация общества – это одна из главных причин, вызвавших демографический кризис. Высокий уровень преступности, низкое качество выпускаемой продукции, экономические потери, разрушенные семьи, безнадзорные дети, переполненные дома престарелых и дома малюток – следствия все той же проблемы. В 2006 г. на 100 браков приходилось 58 разводов, при этом, согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания – самые распространенные из причин разводов, оставления детей и лишения материнских прав.

    Последствия алкогольной катастрофы проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности. В первую очередь, алкоголь разрушает самого человека физически и духовно. По статистике, более 1 млн человек умирает в год от причин, связанных с употреблением алкоголя (это: отравления, сердечно – сосудистые и другие заболевания,  убийства и причинение вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения и т.д.).

    Алкогольная зависимость приводит к деградации личности, уродуется душа человека. С духовной точки зрения это – страсть, которая может лишить человека не только жизни временной, но и вечной:«Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царствия Божия не наследуют…» (1 Кор. 6, 10).

    В дореволюционных изданиях начала 20 века встречаются слова о том, какая ужасная алкогольная ситуация сложилась на тот момент в обществе. И это говорилось тогда, когда уровень потребления алкоголя на душу населения был одним из самых низких в мире. В 1905 г. он составлял 3,13 л на душу населения в год (для сравнения: во Франции – 23,32 л, в Германии – 10,06 л, в Великобритании – 8,83 л, в США – 6,56 л ). Россия была одной из самых трезвых стран мира, и при этом многие деятели трезвеннического движения били тревогу. А сейчас у нас 14 – 25 л на душу населения в год и мы…молчим. Сложилась даже противоположная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, наше общество считает его каким-то ненормальным.

    Одна из главных причин пьянства – потеря духовно-нравственных ориентиров современным человеком. Следовательно, и лечиться эта болезнь должна духовными средствами. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».

    В России имеется богатый исторический опыт утверждения трезвости. Главной движущей силой этого процесса была Русская Православная Церковь. К началу революции в нашей стране действовало более 3000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенническую работу. Именно благодаря их деятельности большинство населения страны были трезвенниками.

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов на пути трезвости Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование — о пришествии в мир Спасителя — дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом завете, и в Новом. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решили дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи (Числа, 6, 2-3). Мы знаем обеты святых праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы в случае разрешения бесплодия посвятить чадо Богу. Такие примеры есть и в житиях святых. Плодом таких Богоугодных обетов были Пресвятая Богородица, Предтеча и Креститель Господень Иоанн и многие святые.

Обет трезвости дается для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, с другой — чтобы привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и Богоугодно.

Обет трезвости – это великое охранительное средство для людей, еще не имеющих порочных зависимостей. Это прекрасная помощь родственникам страждущих, которые должны помогать своим родным в первую очередь собственным примером. С. А. Рачинский писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыни. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи». Традиция Православной Церкви четко выражена словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Нередко обет трезвости дают люди, которые сами от этого порока не страдают: они дают обет трезвости ради своих ближних. Чтобы избавиться от страсти пьянства, человек должен утвердиться в добродетели воздержания, и пример такого воздержания являют ему близкие.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвеннической работой, для укрепления себя в этом подвиге. После чинопоследования обета трезвости обетчикам выдаются обетные грамоты (см. Приложение 6).

Обет трезвости дается с благословения духовника. Срок обета может быть различным: от нескольких месяцев до пожизненного (срок опять-таки должен определить духовник).

 

 

(128)

Комментарии закрыты.