К празднику Преображения
Господа Нашего Иисуса Христа:
Тропарь, Глас 7:
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Кондак, Глас 7:
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Иконография:
Православная иконография Преображения Господня основана, главным образом, на евангельском повествовании. Канонические иконы этого типа, как правило, выглядят так.
В центре композиции — гора, на вершине которой находится Господь Иисус Христос. Одной рукой Он благословляет, в другой держит свиток — символ Евангельской проповеди и Книги жизни. Вокруг Христа — облако славы. Обычно оно имеет форму круга или эллипса, на некоторых иконах — форму звезды (количество лучей в разных вариантах икон разнится). Внутри облака славы, имеющего форму круга, нередко бывает изображено несколько концентрических колец, причем, обычно кольца эти тем светлее, чем больше их радиус (внешнее кольцо иногда бывает представлено в темном тоне). Такое иконографическое решение сочетается с библейским свидетельством о том, что Бог обитает в неприступном свете (1Тим.6:16), а также со святоотеческим утверждением, основанном на практическом христианском опыте: чем больше мы познаём Бога, тем больше понимаем, что по строгому счёту, Он непознаваем (Его можно познать только отчасти, насколько Он Сам открывает Себя миру и насколько те или иные творения могут принять Его откровение).
Символика благословляющего жеста Христа может интерпретироваться по-разному, например, как благословение присутствовавших при Преображении апостолов, или как благословение верующих на добрые дела (ведь хотя исторически Преображение Господне произошло около двух тысяч лет тому назад, богомолец, молясь перед иконой, молитвенно общается со Христом «здесь и сейчас»); вместе с тем этот жест может читаться как призвание людей к следованию по стопам Христовым и благословение их на шествие по этому пути.
По правую и по левую стороны от Христа — ветхозаветные праведники: законоположник Моисей и пророк Божий Илия. Это соответствует евангельскому повествованию: (Мф.17:3). Заметим, что тогда как облако славы обрамляет всю фигуру Христа, Илия и Моисей лишь причастны ему — знак того, что Сын Божий — сияние Божественной славы (славы Отца) (Евр.1:3), а по человеческому естеству «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9); Илия же и Моисей являются причастниками Божественной благодати.
В нижней части иконы представлены три апостола — очевидцы события. Особое положение их тел, мимика, жесты указывают на то необыкновенное внутреннее состояние, те ощущения, чувствования, которые им довелось испытать в результате Преображения Христа.
Нередко на иконах изображаются три луча, исходящие от Христа на апостолов. Этим подчеркивается, что они оказались способными созерцать Фаворский свет благодаря особому действию Божьему (Божественной благодати).
Нередко на иконах Преображения апостолы бывают представлены трижды: один раз на горе, ниже Христа, другой раз поднимающимися в гору и третий раз спускающимися с горы. Подъем в гору (помимо буквального объяснения) напоминает об их духовном восхождении, а спуск с горы о том, что они, став свидетелями Преображения Господня, спускались с неё духовно преображенными.
(По материалам интернет-изданий)
(36)