
Ежегодно 4 декабря Церковь выделяет как двунадесятый праздник Введения (Входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В 2025 году празднику предшествует один день предпразднства (3 декабря) и 4 дня попразднства (по 8 декабря).
Праздник посвящен воспоминанию о том, как родители Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна привели Ее в Иерусалимский храм. Таков был данный ими обет. Дальнейшая Ее жизнь была посвящена Богу — молитва, чтение Священного Писания, рукоделие. Так продолжалось до совершеннолетия, когда Ее обручили праведному Иосифу.
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:// радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.
Молитва Пресвятой Богородице
в честь Введения Ея во Храм
О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея в храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты, в храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Величание Пресвятой Богородице
в честь Введения Ея во храм
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.
С этого дня и вплоть до отдания Рождества Христова на вечернем богослужении во время чтения канона начинают исполняться рождественские ирмосы, которые открываются песнопением «Христос раждается».
В сам праздник на 9-й песни канона вместо пения «Честнейшую херувим» к тропарям канона добавляются особые припевы.
На литургии поется задостойник — так называется песнопение, которое в праздничные дни заменяет привычное «Достойно есть». Задостойник начинается с припева «Ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».
В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы священнослужители одеты в белые или голубые облачения.
Традиции праздника
Введение во храм Пресвятой Богородицы Церковь всегда празднует во время Рождественского поста. Но в этот день пост ослабляется — разрешается рыба.
Чтение Евангелия
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
(6)
