В конце XIХ века получает распространение новый вариант «русского» стиля. Его сторонники пытались подражать архитектуре ХVII века. Это было время наивысшего подъёма и становления русского московского стиля, отличающегося богатством отделки. Наследие древнерусского зодчества ХVII века, развитие которого было насильно прервано реформами Петра I, считалось основным источником для нового творчества. Интересным памятником этого периода является Преображенская церковь. Закладка храма состоялась 27 августа 1889 г. Строилась церковь в течение четырёх лет на средства фабриканта М.Н.Гарелина и была торжественно освящена24 августа 1893 года.
Проект церкви разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Фасады основного объёма храма завершены кокошниками, а углы — шатровыми башенками. Венчается храм восьмериком с пятью главами на высоких гранёных барабанах. Пышные наличники и карнизы, двухъярусные кокошники и другие архитектурные детали придают зданию нарядный облик. С западной стороны к храму примыкает высокая шатровая колокольня, где первоначально размещались 12 колоколов. Три входа в храм выделены шатровыми крыльцами. Многие детали отделки церкви заимствованы из зодчества конца ХVII века. Неподалёку от главного входа в храм выстроили двухэтажный кирпичный дом причта. В центральной части храма был установлен трёхъярусный, а в приделах преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери — двухъярусные иконостасы, выполненные по рисункам Александра Степановича Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И.Ручкин.
Кроме того, из домашней молельни Гарелиных в храм перенесли несколько старинных, богато украшенных икон. Настенную живопись в храме выполнил художник И.В.Белоусов. Впоследствии М.Н.Гарелин и его жена были похоронены во дворе церкви против алтаря. Первоначально Преображенская церковь была рассчитана на 700 человек — жителей деревни Рылиха, которая существовала на окраине Иванова с начала ХVII века. После постройки храма она стала называться селом Преображенским и вошла в состав города после Февральской революции 1917 года. С 1931 года храм использовался одновременно двумя православными общинами — традиционного и обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое использование храма приводило к постоянным конфликтам.
Решением облисполкома 19 мая 1940 года церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили. Через два года верующие обратились с просьбой о регистрации православной общины и с 17 ноября 1944 года в церкви возобновились богослужения.
После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором. Боковые приделы освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери. Настенная живопись и внутреннее убранство воссоздавались в послевоенный период. Резной золочёный иконостас в стиле барокко привезли в 1956 году из села Сараево Фурмановского района. Это село в ХVIII веке принадлежало А.В.Суворову.
В 2013 г. исполнилось 120 лет со дня освящения храма.
Боковые приделы освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери. Главный придел храма освящен в честь Преображения Господня.
Наши престольные праздники:
Преображение Господне (6/19 августа),
Казанской иконы Пресвятой Богородицы (8/21 июля, 22 октября/4 ноября),
свт.Николая Чудотворца (9/22 мая,6/19декабря)
Святыни
мощевик с частицей мощей Святителя Василия (Преображенского), исп., еп. Кинешемского
икона с частицей мощей Прп. Леонтия (Стасевича) исп., архим. Михайловского
икона с частицей мощей Прп. Макария, Унженского, чудотворца
икона с частицей мощей Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого
По итогам 2025 года премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» присуждена коллективу Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусского экзархата. Соответствующий указ глава государства подписал 19 декабря.
19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, в Николаевском соборе в столице Ирана был отмечен престольный праздник. Также в этот день состоялись торжества по случаю 80-летия освящения собора и 30-летия воссоединения русского православного прихода в Тегеране с Московским Патриархатом.
18 декабря Санкт-Петербургскую духовную академию посетил заместитель министра здравоохранения Российской Федерации, член Синодальной комиссии по биоэтике О.О. Салагай.
20 декабря в каминном зале духовно-культурного и административного центра Казахстанского митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в городе Астане состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с делегацией Сената Парламента Республики Казахстан во главе с заместителем председателя Ж.К. Асановым.
18 декабря в храме святителя Николая Мирликийского на Трех Горах в Москве состоялось ежегодное заседание Совета православных общественных организаций, который действует при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.